«В образовании я – неслучайный человек». Интервью с директором 181-й школы

О современных детях, о строительстве пристроя, и о том, что думают о своей работе педагоги, десятилетиями стоящие у доски


«В образовании я – неслучайный человек». Интервью с директором 181-й школы

«Директора школ в отпуска не ходят!», - шутливо отвечает Равиль Николаевич на реплику: дети на каникулах – учителям раздолье. Пока школьники отдыхают, руководители общеобразовательных заведений подводят итоги прошедшего учебного года, строят планы на год грядущий. В общем, есть чем заняться.

Впрочем, кому как не директору школы № 181, Равилю Абдулину, знать все тонкости профессии директора: в этой должности он проработал четверть века – и всё это время в одном и том же учебном учреждении. До этого 10 лет он обучал мальчишек и девчонок основам физической культуры в другой школе.

«Профессиональный» юбиляр - всё-таки 35 лет в профессии! - рассказал, чем сегодняшние школьники отличаются от ребят, учившихся 10 или 20 лет назад, чему подрастающее поколение должна научить школа, а чему – семья. И когда начнётся строительство пристроя для начальных классов, который стал в начале этого года едва ли не главной темой информационной повестки екатеринбургских СМИ. Об этом и многом другом – читайте в интервью с директором МАОУ СОШ № 181 Равилем Абдулиным.

- Равиль Николаевич, что 35 лет назад привело вас в педагогику?

- Мною двигало желание обучать детей, делиться с ними тем, что умею я. Я был учителем физкультуры и то, что я накопил - мне хотелось передать детям. Что хотелось что-то передать своим детям – это понятно, но и чужим хотелось передать что-то важное, необходимое им в жизни, тоже. Мы, преподаватели, работали не просто так, а подходили ко всему творчески, это касалось как гимнастики, где нужны были необычные комбинации, так и футбола – мы учили детей играть «красиво».

- Вы проработали 10 лет учителем и ещё 25 директором школы. Как сложился ваш профессиональный путь от, грубо говоря, спортивного зала до кресла руководителя? Не было ли обидно, что в руководящей должности вам пришлось меньше проводить уроков, а больше заниматься бумагами?

- Первое время очень обидно было: работа директора требует постоянного внимания не только по отношению к одному предмету, как это было у учителя, а по отношению ко всем предметам, это первое. Второе - большое школьное «хозяйство», вы сами его видите: школа, пристрой, теплица и бассейн - они тоже требуют пристального внимания. И, как директор школы, я знаю тут все абсолютно входы и выходы, все подвалы, все трубы, которые там идут – ведь это в том числе и обеспечение безопасности нахождения детей в образовательном учреждении.

- И учеников, наверное, всех знаете?

- Не всех, но тех, кто часто нарушает дисциплину, двоечников, например, знаю хорошо. Хотя, и отличников знаю. Впрочем, можно сказать, что всех знаю – вижу, что это мои ученики, узнаю их, хотя и сложно помнить всех 1609 человек. Тем более, что в следующем году их ещё больше будет. 

- Жалели когда-нибудь о том, что выбрали работу в школе, что согласились возглавить учебное заведение?

- Было, было, что и жалел на какое-то мгновение, но просто-напросто разум заставлял меня идти вперёд, минуя трудности, идти и делать свою работу по-настоящему, и всё. Хочется сделать так, чтобы в школе было по-домашнему уютно каждому ребенку, поэтому я не делаю из неё ни гимназию, ни лицей - это просто общеобразовательная школа. 

- А статус лицея что-то изменит? Или это просто престижно? 

- Лицей – это просто статус, да и всё, ничего существенно из-за него в моей школе не поменяется, да и в других лично я не вижу глобальных изменений. Я сам учился в обычной общеобразовательной школе и те, кто учился там со мной, мои ровесники, стали достойными людьми. Я считаю, что школа должна быть доступной для всех абсолютно, а не выборочно. Есть и такие родители, которые считают, что гимназия или лицей - это для элиты. Нет, отнюдь, не от этого высокий статус учебного заведения зависит. Он зависит от педагогов, стен, директора.

     Конечно, кто-то бьется за то, чтобы стать лицеем, гимназией или школой с углубленным изучением – пожалуйста! Мы тоже можем это сделать: нам это позволяет и педагогический коллектив нашего общеобразовательного учреждения, и наш опыт работы. 

     Могу с вами поделиться гордостью: недавно приехали мои заместители с конкурса «Моя страна», на котором мы вошли в число 500 лучших образовательных учреждений Российской Федерации. Мы участвуем очень часто в подобных конкурсах, мы получали звание «Школа России» в 2014, вошли в 100 лучших школ страны. И у меня, и у школы много регалий, которые завоёваны заслужено, в том числе и нашими педагогами.

- Я правильно понимаю, что от директора в школе зависит всё, он здесь, как говорится, царь и бог или всё-таки преподаватели и завучи правят бал? 

 - Есть такая поговорка: разделяй, но властвуй. Пожалуйста, у учителей есть возможность делать в своём направлении всё, что он посчитает нужным, решать накопившиеся вопросы и проблемы, но так, чтобы это было на высшем уровне. А директор является тем самым человеком, который регулирует просто все эти процессы, отслеживает их и помогает развивать эти направления, делает их оценку.

 - Что значит быть директором школы? Вдруг кто-то из ваших учеников тоже захочет стать в будущем директором, потому расскажите о плюсах и минусах этой должности.

 - Чтобы понять специфику работы, нужно, как и я, пройти очень большую школу жизни, начиная свой карьерный путь снизу, и только тогда можно понять: стоит или нет быть руководителем. Некоторые молодые учителя приходят на работу в школу и сразу задают мне вопрос: какова вероятность, что я буду завучем, допустим, на следующий год? Но этот вопрос сами понимаете, о чём говорит: как можно мечтать стать завучем, когда ты ещё, что называется, пороха не понюхал?  

- Ученики 35 лет назад, когда вы начинали свой педагогический путь, отличаются от сегодняшних ребят? 

 - Очень, они намного грамотнее стали.  

- Не соглашусь, они ведь с ошибками пишут…

- А я сейчас не про орфографию и пунктуацию, я про то, что сегодняшние дети больше знают о своих правах. К сожалению, упуская из виду свои обязанности. У них есть Интернет, из которого они черпают массу информации. Потому, видимо, они в чём-то подкованнее и креативнее тех, кто уже вырос и кому уже за 40 или 50 лет.  Вперед шагнули технологии, вспомните: раньше ещё лет 5-10 назад та же робототехника были диковинкой. Сейчас дети уже спокойно сами создают всевозможные проекты, сами создают роботов и программируют их. Посмотрите на компьютер – как и чем они занимаются на нём, как им владеют - они очень информированы.  С ними порой даже тяжело разговаривать.

     С другой стороны, по технологическим новинкам они на шаг впереди старшего поколения, но по истории, русскому языку или математике нет, так как это те предметы, которые требуют хорошего понимания, погружения, а они сейчас проходят их относительно поверхностно. А вот раньше ученики глубоко уходили в предмет и знали его они намного лучше, да и образование было гораздо, я считаю, сильнее и мощнее. 

 - Я получала образование отчасти ещё и при СССР и мне грустно слышать сейчас о том, что мой ребёнок чего-то в знаниях недополучит.

 - Наше образование, увы, сегодня не самое лучшее в мире, и мы больше не самая читающая нация. Сегодня мы страна, граждане которой чаще листают картинки в интернете, чем книги. Тут всё зависти от семьи: если будет семья с ребёнком глубоко заниматься, дорабатывать что-то дома, то, пожалуйста, делайте это и будет несомненная польза ребёнку.

- Сейчас некоторые родители резонно спросят: а школа тогда нам на что? 

- Есть образовательный стандарт, который выполняет школа, он зажимает педагога и ученика в определённые рамки, не давая творчески развиваться, а вы сами понимаете, на сколько важно творческое развитие. Каждый из нас в детстве пробовал разные направления: от спортивных секций до кружков по шитью. Не понравилось – ушёл. Но сегодня жизнь складывается таким образом, что если у тебя нет лишней копейки, извините, грубо говорю может быть, но иначе ты не получишь дополнительного образования, творческого развития.  Мне кажется, что я сейчас прописные истины какие-то говорю. А раньше у нас было все: когда школу я открывал, у меня было 18 педагогов допобразования и государство выделяло на это деньги. Разве можно было устроить школу радости, организовать досуговую деятельность детей без этого? А сегодня мы боремся с чем? Вытащить ребенка с улиц. А если у него нет возможности заплатить за ту или иную секцию? Куда он пойдет, если родители мало обеспечены или вообще не обеспечены, или мать одна воспитывает ребёнка и лишних денег у неё нет и таких семей сегодня очень много. Вот и получается градация: что мы с одной стороны боремся с влиянием улиц, а с другой – мы ушли в коммерческую сферу, а этого делать не надо. Нужно предоставить абсолютно всё ребенку для развития здесь и сейчас: чтобы он не ездил по пробкам в какой-то другой район и получал дополнительные навыки в кружках и секциях там. В идеале нужно, чтобы каждый район имел возможность обеспечить ребёнка занятостью во всех направлениях деятельности: в культуре, спорте, в техническом творчестве.

     Возвращаясь к теме разницы между детьми 35 летней давности и сейчас. Дети 35 лет назад были куда более человечнее, жизнерадостнее. У них ценности были другие - они были более приближенны к семье, а сейчас разрыв между отцами и детьми всё больше и больше, дети отдаляются от родителей, иногда папы и мамы не справляются со своими чадами, которые ходят всего-навсего в 8 класс. Родители просто-напросто расписываются в собственном бессилии и приходится их детьми заниматься детьми уже кому – школе, обыкновенному учителю, который становится такому ребёнку второй матерью или вторым отцом.


- Это как в песне: и воспитанными быть учат в школе… 

 - …Да, совершенно верно. 

 - Кстати, сегодня часто возникают споры: кто должен учить ребенка добру, этике, нормам поведения в обществе: дом или всё-таки школа. Вы какой точки зрения придерживаетесь?

 - Семья - это основное, а школа – она направление задаёт каждому человеку для работы над собой. У семьи, я считаю, главная задача – воспитание, оно должно быть только в семье и семья является основной, опорой для каждого из детей. А как иначе? Мы со своими радостями и горестями куда идём? К своим маме, папе: делимся невзгодами и чем-то хорошим, совета просим - как поступить в той или иной ситуации. Ведь редко кто из учеников идёт к своему учителю, классному руководителю, хотя и такое бывает, конечно же. Для ребенка, какой бы он ни был, отец и мать – всегда авторитеты, они всегда готовы идти ему навстречу и помогать.

     У меня сейчас дети уже выросли, они давно стали большими, правда, по моему профессиональному пути никто из них не пошёл, видимо, посмотрев как я работаю они решили, что это не наше. Но за советом они приходят до сих пор, даже если совет этот касается порой их работы, не связанной с преподаванием. Конечно, мне очень радостно, что они идут ко мне, спрашивают, интересуются, советуются и сами помогают. Это очень здорово. Наверное, это ещё и потому, что ни разу мой ребёнок (у Равиля Николаевича двое детей, - прим.ред.) не учился в моей школе, и я был их классным руководителем или учителем в их классе. 

- Почему? Зато дети под присмотром…

- Присмотр – это одно, а они должны быть самостоятельны. В будущем такая моя позиция и дала плоды – дети стали самостоятельными, независимыми, многого благодаря этому добились в жизни, они счастливы и тоже рады были такому подходу. Сейчас мы с ними разговариваем – мы часто встречаемся, все выходные практически проводим время вместе, сейчас уже пошли внуки – у меня их четверо.

- Я правильно понимаю, что у вас в трудовой книжке лишь две записи: 10 школа, где вы преподавали физкультуру и 181-ая, где вы бессменный директор?

 - Эту школу я, можно сказать, строил сам, с фундамента поднимал её, утверждал, как будут располагаться кабинеты... Это достаточно серьезная была работа и очень интересная.

 - Вам ещё предстоит пристрой строить и утверждать…

 - …Построим! Я же на себя взял обязательства, что я пристрой построю, передам его и потом спокойно уйду на пенсию. Сподвижки на его возведение есть, разрешение получено, есть подрядчик, который будет выполнять данные работы. В июне, как закончатся выпускные экзамены, строители зайдут на объект.

     Сейчас мы готовим плацдарм: нас обязали набрать 10 первых классов из всех желающих попасть в мою школу в микрорайоне и сейчас эту задачу мы и будем выполнять: оптимизировать свой образовательный процесс. Нас много, а будет ещё больше. И как бы тяжело не было – мы справимся! Будем набирать людей: для педагогов появятся новые вакансии.

 - Какие учителя вам нужны? Понятно, что с большой буквы, но требования к ним есть какие-то особенные?

 - Требования у директора с четверть вековым стажем такие: преподаватель должен по истине знать свой предмет. Я не говорю про историю, допустим, она меняется. Учитель, стоя перед классом у доски, должен понимать, что он находится на своем месте, и он ас в своём предмете. Учитель должен быть современным, говорить с учениками на одном языке: если будет контакт, появится обратная связь появится, тогда всё у всех получится.


Беседовала Валентина Еремеева


Дата:
Количество просмотров 7307
Мне нравится!
31
Поделиться:

Другие новости

субботник
благоустройство
жизнь района
Жители Академического вышли на весенний субботник в честь Года семьи (ФОТО)
22
апреля 2024